Помогали ли осуждающие боги обществам развиваться?

Помогали ли осуждающие боги обществам развиваться?

Исследователи выяснили, зачем мировым сообществам боги-морализаторы, — пишет sciencemag.org со ссылкой на Nature.

Исследователи выяснили, зачем мировым сообществам
боги-морализаторы, — пишет sciencemag.org со
ссылкой на Nature.

У самых популярных современных религий есть одна общая черта:
наличие богов или сверхъестественных законов (таких как карма),
которые диктуют моральное поведение и наказывают за преступления.
Действуй в соответствии с нормами морали, и сверхъестественные
силы вознаградят тебя; нарушай правила и будешь наказан.

Но нравоучительные боги, кажется, довольно редки в истории
человечества. Исследователи знают из этнографии, что боги обществ
охотников-собирателей, например, не особо заботятся о людях, а
тем более об их моральном поведении. Многие из них вместо этого
сосредотачиваются на природе. Теперь новое исследование проверяет
популярную гипотезу о том, почему в конце концов победили
морализирующие боги.

Многие ученые утверждают, что морализирующие боги были необходимы
для построения больших обществ. Эта идея иногда известна как
гипотеза «больших богов», хотя она применима и к безличным
сверхъестественным моральным законам, таким как карма.
Охотники-собиратели живут небольшими группами, в которых все
знают всех остальных, поэтому аморальное поведение практически
гарантировано будет обнаружено и наказано. Но в более крупных,
более анонимных обществах — от сетей взаимосвязанных деревень до
первых городов — люди могут нарушать правила, чтобы никто не
заметил. Если бы все так поступали, общество развалилось бы,
поэтому нужны были морализирующие боги, чтобы следить за всеми и
поощрять сотрудничество, а не мошенничество. Чем больше людей
сотрудничают, тем больше может расти общество.

Чтобы проверить эту идею, команда исследователей использовала
новую историческую базу данных под названием Сешат (названа в
честь древнеегипетской богини мудрости). Сешат содержит
информацию о размерах, правительствах, вооруженных силах,
религиях, экономике и многих других характеристиках обществ за
последние 10 000 лет, что позволяет исследователям количественно
и качественно сравнивать их.

Ученые проанализировали 414 обществ из 30 регионов мира, от
глубокого прошлого до промышленной революции. Они
классифицировали каждое общество по 51 критерию социальной
сложности, например, сколько людей принадлежало к нему и было ли
у его правительства иерархическое руководство. Они также пытались
определить, верило ли каждое общество в морализирующего бога (или
богов) или в сверхъестественный закон, который обеспечивает такие
ценности, как справедливость и лояльность. Это «очень
амбициозно», говорит Кэрол Эмбер — антрополог из Йельского
университета, работающий в разных культурах и не участвовавший в
новом исследовании.

В больших обществах, как правило, были нравоучительные боги,
тогда как в небольших обществах их не было, сообщает сегодня
команда Nature. Но когда исследователи сосредоточились на 12
регионах, в которых они могли исследовать общества до и после
появления нравоучительных богов, они обнаружили, что
нравоучительные боги постоянно появлялись после того, как
общество уже стало большим и сложным.

Это означает, что эти божества не могли бы помочь обществу в его
первом всплеске роста, говорит Патрик Сэвидж — антрополог и
этномузыколог из Университета Кейо в Фудзисаве (Япония) и автор
нового исследования. Он предполагает, что на этапе первого
развития сотрудничества важнее, чем вера в морализирующих богов,
оказывалось участие в религиозных ритуалах, появляющихся по мере
роста социальной сложности. По его словам, когда общество
достигает 1 миллиона человек или около того, боги-морализаторы
начинают стабилизировать сотрудничество между людьми, которые
могут иметь разные языки, этнические или культурные корни.

Это «интересная альтернативная гипотеза», которая заслуживает
изучения, говорит Эдвард Слингерланд — историк из Университета
Британской Колумбии в Ванкувере (Канада), который помог
разработать гипотезу «больших богов». Но он беспокоится о
достоверности данных Сешата, потому что большинство из них были
собраны и классифицированы научными сотрудниками, а не опытными
историками.

«Людям действительно придется внимательно изучать данные», и это
справедливо, добавляет Квентин Аткинсон, эволюционный психолог из
Университета Окленда в Новой Зеландии, который не участвовал в
новом исследовании. Например, он указывает на то, что письменные
или археологические свидетельства морализирующих богов, вероятно,
появились сильно после того, как в них начали верить, — и это
отставание может исказить время их появления в базе данных, такой
как Сешат, а от качества этой информации зависит очень
многое.

[Фото: sciencemag.org]

Источник: www.sciencemag.org

scientificrussia.ru